• Wed. Apr 24th, 2024

kommersant.am

Just another WordPress site

В Армении разрабатывают противоядие от яда гадюк

Byadmin

Jul 18, 2022

Цель данного проекта – создание столь необходимых для Армении противоядий, в частности, против гюрзы, внедрение в производство, и, в случае успеха, вывод на внешние рынки.

Как пояснила директор Института физиологии, руководитель проекта Наира Айвазян, в Институте долгие годы работают над созданием противоядий, и уже есть ощутимый результат, который вселяет уверенность в успехе проекта.

По ее словам, в Армении, несмотря на малую площадь, обитает 22 вида змей, из них 4 – ядовитые змеи класса гадюк. Два эндемических вида – армянская горностепная гадюка (Viperaeriwanensis) и гадюка Даревского (Viperadarevskii) – имеют малые размеры и при укусе выпускают мало яда, поэтому они не представляют большой опасности для населения. Армянская или скалистая гадюка (Montiviperaraddei), хоть и обладает токсичным ядом, также имеет малые размеры и ограниченный ареал обитания (она занесена в Красную книгу), и вероятность ее встречи с человеком не так велика. Наибольшую опасность для населения представляет гюрза, которая обитает на всей территории Армении, в том числе и в городах, например в ущельях на территории Еревана.

Наира Айвазян рассказала, что в период Советского Союза производство змеиного противоядия было сконцентрировано в Узбекистане, где имелся большой центр, который обеспечивал всю большую страну. Узбекское противоядие и сегодня доступно в Армении, но его эффективность довольно низка для нас по нескольким причинам.

Во-первых, раньше ошибочно полагали, что обитающие в Средней Азии и на Южном Кавказе подвиды гюрзы имеют схожий яд. Лишь в 2008 году, в ходе совместного исследования армянских и испанских ученых выяснилось, что сопоставимость ядов обитающего в Армении подвида гюрзы Macroviperalebetinaobtuse и обитающего в Узбекистане подвида Macroviperalebetinaturanica составляет всего 4%.

Во-вторых, фармкомпании поставляют из Узбекистана в Армению поливалентное противоядие, которое содержит антитела к ядам трех змей – гюрзы, эфы и кобры. В Армении эфы и кобры не водятся, а количество антител к яду гюрзы в поливалентном противоядии соответственно ниже, чем требуется. Фактически, для населения Армении это малоэффективный, но иммунологически тяжело переносимый продукт, который может вызывать серьезные побочные эффекты – так называемую сывороточную болезнь (serumsickness) или даже анафилактический шок.

До последнего времени в Армении было доступно также противоядие хорватского производства против европейской носатой гадюки (Viperaammodytes). «Данное противоядие, как ни странно, было достаточно эффективным, поскольку это был качественный, чистый продукт. Несмотря на то, что против укуса гюрзы он действовал в десять раз слабее, чем против укуса носатой гадюки, но человеку от этого плохо не становилось, и лекарство в определенной мере помогало», – рассказала Назира Айвазян.

Но в 2014 году Загребский иммунологический институт закрыл производство противоядия. Фактически, вопрос производства в Армении собственного змеиного противоядия сегодня очень актуален.

Вообще, по словам Наиры Айвазян, интерес к змеиному яду и противоядию сегодня возрос во всем мире, поскольку в 2019 году ВОЗ приняла стратегию, согласно которой до 2030 года следует добиться сокращения числа смертей от змеиного укуса во всем мире на 50%, для чего будет выделено 136.76 млн долларов.

«Не всякая страна может производить противоядие, и оказаться в ряду этих редких стран – честь для нас. Из наших соседей только Иран имеет производство противоядия, но оно поливалентное и производится только для внутреннего пользования, не экспортируется», – сказала она.

В чем сложность производства змеиного противоядия? Для этого необходимо иметь три структуры – нескончаемый источник змей и яда – серпентарий, источник животных для иммунизации – ферму, и высококачественную биохимическую лабораторию. Как пояснила Наира Айвазян, в качестве животных для иммунизации и получения антител чаще всего используются лошади или бараны. В Институте физиологии первый прототип антигюрзина был получен путем иммунизации баранов, он успешно прошел испытания и по своей активности и эффективности не уступает другим подобным препаратам. Статья по результатам испытания была опубликована в авторитетном оксфордском журнале Journal ofVenom Research, 2021, Vol 11, 7-15.

«На самом деле именно против гюрзы противоядия практически нет, в этом плане наша разработка довольно уникальна. Наш подвид гюрзы распространен от Туниса до Индии, следовательно, это противоядие довольно востребовано», – отметила Наира Айвазян.

В настоящее время в Институте физиологии уже действуют лаборатория и серпентарий, и есть предварительная договоренность с ипподромом по вопросу содержания лошадей для Института. Если проект завершится успешно, то впоследствии можно будет помимо антигюрзина наладить производство и других противоядий и поставлять их в соседние страны и страны Ближнего Востока. Можно будет параллельно запустить также производство другой линейки препаратов, получаемых из змеиного яда: мазей для ревматизма, для лечения трофических язв, лекарств для гемофилии. По словам, Наиры Айрапетян, это направление фармакологии сегодня является очень перспективным.

«В ближайшие пять лет мы планируем получить прототип противоядия, зарегистрировать его, но само производство, которое требует стандартов GLP, мы попытаемся передать какой-нибудь фармкомпании. Если же найдутся частные инвесторы, и если мы сможем обеспечить соответствующие стандарты, то территория у нас есть, можем и в Институте наладить свое собственное производство», – сказала она.

Related Post

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *